Час с Минфином: чего ждать от пакета законов о соцзаказе

В Общественной палате РФ 17 июля прошло совещание с региональными общественными палатами, посвященное новым законопроектам о социальном заказе.

Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» подписали и опубликовали 13 июля.

В пакет законов о соцзаказе также вошли:

  • Федеральный закон от 13.07.2020 № 190-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»,
  • Федеральный закон от 13.07.2020 № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»,
  • Федеральный закон от 13.07.2020 № 192-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

«Мы очень рассчитываем, что эти законопроекты, став законами, сильно облегчат ситуацию с выходом негосударственных и некоммерческих организаций на рынок услуг, сделают эту процедуру более понятной, прозрачной, предсказуемой и более доступной в финансовом плане», — отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор АСИ Елена Тополева, модератор совещания.

Каким получился пакет законов и что от него ждать, рассказала заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Вероника Сергеева.

Путь закона

«Четыре года назад начался процесс формирования в России негосударственного, социально активного сектора, результаты работы которого стали заметны и очевидны к 2018 году. В секторе идет стабильный рост, соответственно, государство с удовольствием обнаружило, что сформировался надежный партнер в социальной сфере — это и социальное предпринимательство, и некоммерческий сектор», — отметила Сергеева. 

Однако есть препятствия. По замечанию Сергеевой, их можно встретить в самом рыночном механизме, на уровне государства и управления, среди исполнителей услуг. Для изменения ситуации нужен был коллегиальный, системный подход во взаимодействии государственных структур и сектора.

Новое в законе

В базовом законе (№ 189-ФЗ) Вероника Сергеева выделила пять блоков новаций.

Публичный заказ

Первый — публичное определение социального заказа. Впервые будет определяться объем, качество и способ организации соцзаказа. Информация о социальном заказе будет публичной и размещаться на едином портале бюджетной системы и в региональных информационных системах. Для исполнителей из государственной сферы изменений в отчетности нет, а вот для НКО Минфин сформирует требования к отчетам о результатах.

Конкурс и сертификат

Вторая новация — способы организации оказания соцуслуг. Наряду с государственным заданием вводятся два новых конкурентных способа: конкурс и сертификат.

«В конкурсе мы распределяем объем услуги между исполнителями, он проводится с участием НКО и государственных учреждений. Сертификат — совсем прогрессивный способ. Он позволяет выбирать исполнителя самому получателю услуг. Органы власти будут обеспечивать такой выбор: выбор будет производиться из реестров, который будет формироваться заявительным характером. Какой именно способ будет использоваться, решает сам регион», — рассказала Сергеева.

Конкурс предполагает возможность подать единую заявку от нескольких НКО, объединенных в консорциум. Сертификат, с одной стороны, дает право выбрать исполнителя, с другой — право исполнителя гарантированно получить объем средств за оказанную услугу. А если эта услуга делима, сертификат могут дать нескольким исполнителям.

Единый подход к финансированию

«Законом были предусмотрены равные условия для работы с потребителями в социальной сфере. Нам не важно, какая организационно-правовая форма исполнителя, какая форма собственности, все будут получать субсидию из бюджета. И, конечно, субсидия эта рассчитывается по одинаковым правилам», — отметила Вероника Сергеева.

Субсидия будет содержать в себе затраты на содержание имущества, а ее целевое использование будет определяться объемом и качеством, указанными в соглашении. Нерастраченные средства исполнитель может оставить себе.

Разделение ответственности

Также в законе разделили ответственность и обязательства между уполномоченным органом, исполнителем соцзаказа и его получателем. Если получателю причинили вред, ущерб возмещает уполномоченный орган, то есть государство. Если происходят другие нарушения, то уполномоченный орган становится «арбитром», а ситуация решается между исполнителем и получателем: либо нарушение устраняется, либо меняется исполнитель.

Апробация

Сергеева напомнила, что закон будет реализовываться в регионах, которые определит правительство, и только в определенных сферах: социальное обслуживание (за исключением стационарной формы), санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи), оказание паллиативной медицинской помощи, создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ, спортивная подготовка и содействие занятости населения.

За включение регионов, на территории которых в 2021-2024 годах будет реализовываться закон, ответственны федеральные органы исполнительной власти: например, за регионы по направлению «Санаторно-курортное лечение» отвечает Минздрав РФ.

Апробация закона в регионах, по словам Сергеевой, пройдет в несколько этапов: сначала проводится социологическое исследование, потом утверждается план апробации, потом формируется и утверждается сам социальный заказ, следом — отбираются исполнители, заказ выполняется и оценивают его эффективность.

«К завершению 2024 года мы должны получить окончательные результаты, и именно они публично докажут необходимость взаимодействия государственного и негосударственного секторов на равных, авторитетных началах», — подчеркнула Сергеева.

Всю информацию об этапах апробации закона о соцзаказе будут публиковать на сайте Минфина.

Автор Евгения Фёдорова. Источник Агентство социальной информации

Поделиться:

Оставить комментарий