Лучшие практики «Добронежец-2018»: проект по патриотическому воспитанию «Живи, родник традиций, живи»

Организация: МКДОУ детский сад «Сказка» г. Семилуки, Воронежской области

Цель: Осуществление взаимодействия детского сада и семьи через приобщение к народной культуре и семейным традициям.

Задачи:

– выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках;

– воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к реликвиям, обычаям и традициям семьи;

– сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников;

– создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций;

– взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения в решении проблем нравственно-патриотического воспитания;

– укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением;

– способствовать мотивации педагогов, детей и родителей к участию в различных совместных мероприятиях на уровне детского сада, города, района и области.

Описание: Работа в детском саду по патриотическому воспитанию – это прежде всего взаимодействие родителей и педагогов – прослеживается на протяжении многих лет.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Работа ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально. Патриотическое воспитание начинам с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Оно направлено на воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

Родителей, педагогов и детей очень сблизила совместная работа в рамках долгосрочного проекта «Живи родник традиций, живи», который направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.

На первом этапе реализации проекта были выявлены знания педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях и включает в себя: анкетирование родителей, беседы с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

Второй этап: это знакомство детей, родителей, педагогов с народными и семейными праздниками через разные формы работы: консультации для родителей, занятия с детьми, фотовыставки, родительские собрания, тематические конкурсы, развлечения, праздники, досуги.

Третий этап заключается в использовании традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями. Роль педагога: чтобы через различные формы работы дети и родители как можно больше узнали о народных и семейных праздниках, познакомились со старинными обрядами, обычаями и традициями семьи.

Поэтому большое внимание было уделено встречам с бабушками и дедушками, как хранителями семейных обычаев и реликвий. Были организованы экскурсии в музеи города.

В рамках проекта, благодаря родителям в детском саду открылся мини-музей «Русская изба», где собраны экспонаты быта жителей края, историческая хронология города в документах и фотографиях.

Оформление и открытие мини-музея «Русская изба» проходило по трём направлениям: русский быт; Великая Отечественная война; 80-десятые – пионерия, комсомол. Родители оказали большую помощь в сборе экспонатов для музея, были пошиты русские народные костюмы для детей, приобретены народные музыкальные инструменты, организованы посещение школьных, городских музеев.

Для пополнения экспонатов мини-музея в детском саду проведен конкурс «Бабушкин сундук». Предложили собрать семейные реликвии. Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумались об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом.

В рамках проекта «Живи родник традиций, живи!» – прошёл конкурс «Моя родословная». Этот конкурс проходил интересно и познавательно, ведь дети должны знать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии. Каждой семье нужно было составить генеалогическое древо, а детям рассказать о своей родословной. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства – это огромная работа. На основании заполненных генеалогических деревьев был оформлен альбом «Твоё родословие».

Заботиться о престарелых родителях – также одна из семейных традиций, поэтому мы предложил принести в группу семейные альбомы и рассказать о каждом из членов своей семьи. И в итоге был проведён конкурс «Семейная летопись», где родители вместе с детьми написали о своих родственниках и их вкладе в жизнь Родины, города, легендарного, в былые времена, Семилукского огнеупорного завода.

В рамках проекта также прошёл конкурс «Семейный герб» – родителям совместно с детьми предложили придумать и нарисовать герб семьи и на семейном празднике рассказать о нем.

Кульминацией проекта «Живи, родник традиций!» стал семейный праздник «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями», где каждая семья представила и защитила свои конкурсные работы:

– «Моя родословная», «Семейный герб», «Семейное творчество»;

– Фотопрезентация «Моя семья»;

– Конкурс «Секреты семейных подарков»;

– Конкурс-презентация «Любимое блюдо моей семьи»;

– Чаепитие «Семейные вкусняшки».

Главным критерием эффективности данного проекта стала активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.

Поделиться:

Оставить комментарий