Организация: МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 12 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Цель: Создание условий для разработки и реализации модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в МКДОУ детского сада № 12 г. Россошь.
Задачи:
– создание единой образовательной и воспитательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
– обеспечение эффективности процессов адаптации, социализации, развития и коррекции детей с особенностями развития и их обычно развивающихся сверстников;
– организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;
– компенсация недостатков дошкольного развития;
– способствование регуляции поведения и прохождения этапов личностного развития детей с особенностями развития;
– охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
– изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Проект «Учимся жить и дружить вместе!» предполагает систему ранней помощи семье ребенка с ОВЗ. Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей с ОВЗ, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включения в среду сверстников и интеграцию в общество, сопровождения и поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).
Уникальную роль играет ранняя помощь в жизни особой семьи. Родители учатся удовлетворять особенные образовательные потребности ребенка. Возрастает возможность нормализации жизни семьи и снижается вероятность отказа от воспитания ребенка с особыми потребностями.
В ДОУ создан консультационный пункт, который работает в тесном взаимодействии с районной детской поликлиникой. Педагоги консультационного пункта организуют встречи с родителями детей с ОВЗ, рассказывают им о возможностях инклюзивного образования, которое может предоставить ДОУ. С согласия родителей (законных представителей) детей направляют на заседание районной медико-психолого-педагогической комиссии. После заключения комиссии такой ребенок приходит в детский сад и включается в общеразвивающую группу. В период адаптации ребенок посещает группу с «сопровождающим», с постепенным переходом.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
– групповые занятия;
– индивидуальные занятия со специалистами;
– режимные моменты;
– праздники, конкурсы, экскурсии и др.
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом: диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка, наблюдение за поведением в группе, междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана, планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
Прогнозируемый результат:
- Устойчивое продвижение детей в развитии.
- Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
- Рост профессионального мастерства педагогов.
- Расширение образовательного пространства ДОУ, повышение его социального статуса в районе, городе.