Лучшие практики «Добронежец-2018»: проект реабилитационной театральной студии для детей после онкозаболеваний «Театр и герои»

Организация: Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями

Цель: Реабилитация детей, завершивших лечение, посредством театрального искусства.

Задачи проекта

– организовать и проводить регулярные занятия в театральной студии;

– подготовить детский спектакль и дать возможность каждому ребенку прожить успех;

– организовать 4-5 выступлений детей на площадках города, в том числе в онкоотделении, куда они приходят не как больные, а как победители.

Описание: Фонд «Добросвет» пятый год опекает отделение онкогематологии и химиотерапии ВОДКБ №1. Фонд оказывает помощь онкобольным детям на всем протяжении лечения и реабилитации, благодаря чему был накоплен ценный опыт. Мы занимаемся организацией участия детей в различных реабилитационных программах, и постоянно совершенствуемся в этом, изучая опыт российских и международных организаций в этой сфере.

Проект «Театр и герои» был начат в январе 2016 года. Проект направлен на социально-психологическую реабилитацию детей, перенёсших онкогематологические заболевания, и их братьев и сестёр путем включения их в совместную творческую деятельность в театральной студии. Театральная студия даёт возможность преодолеть психологические и социальные трудности и успешной социализации в общество после долгой изоляции. Тяжелое заболевание ребенка влияет на жизнь всей семьи, изменяет внутрисемейные роли и отношения. Участие в студии сиблингов помогает детям восстановить отношения, а родителям – изменить представления о их возможностях. Участники обучаются навыкам взаимодействия и новым моделям общения, эмоционального отреагирования и развития креативности, преодолевают страхи, учатся самостоятельности, осваивают новые роли и возвращаются к активной полноценной жизни в обществе.

В реализации проекта участвовали сотрудники фонда и специалисты Театра юного зрителя (режиссер, преподаватель, художник, бутафор, швейный цех). Налажено сотрудничество с реабилитационным центром «Парус Надежды», индустриально-педагогическим колледжем, международной школой иностранных языков International House Voronezh-Linguist, санаторием «Репное».

Режиссером, преподавателем и психологами разработана программа занятий. Занятия проводились регулярно, 2 раза в неделю в залах центра «Паруса Надежды». При помощи профессиональных актеров и режиссера был поставлен спектакль по мотивам философских сказок «Про Ёжика и Медвежонка» Сергея Козлова и организованы выступления детей.

В 2017 г. для участия в Международном образовательно-театральном фестивале «Шекспирия» спектакль был доработан и поставлен заново на английском языке. Декорации к этому спектаклю созданы на основе рисунков самих детей. В рамках фестиваля дети, которым было разрешено по состоянию здоровья, стали участниками смены для одаренных детей в санатории «Репное». Ребята обучались английскому языку и театральному мастерству у драматургов из Англии, Франции и России.

В работе с детьми использовались идеи методики Therapeutic Recreation (Терапевтический отдых), разработанной ассоциацией «Serious Fun Children’s Network».

Схема методики Therapeutic Recreation состоит из нескольких элементов:

Вызов. До участия в театральной студии многим детям было страшно выйти на сцену, произнести речь, но у всех них было огромное желание почувствовать себя настоящими актёрами. Усложнение было ещё и в том, что для участия в международном фестивале ребятам пришлось выучить речь на английском языке. Чтобы справиться с этой задачей мы предлагали детям испытания по силам, т.е. маленькие дети получали роль без слов, те, кто испытывал некоторые трудности, получили роль с минимальным количеством текста. И самый сложный уровень был – роль с большим количеством текста.

Рефлексия. В ходе репетиций происходили постоянные обсуждения, дети вместе с режиссёрами могли проанализировать достигнутый результат, который закреплялся путём позитивного разбора и анализа, подчёркивалось то, что получилось, а не то, что вызывало трудности.

Успех. Успех заключался в конечном выступлении, которых у ребят было несколько. Это позитивное ощущение подогревалось тёплым приёмом публики. Никто из аудитории не остался равнодушным, спектакль получился очень трогательным. Для того, чтобы успех состоялся, сотрудники проекта создавали бесконкурентную среду, адаптировали сценарии под возможности актёров, и, повторюсь, использовали позитивную систему отслеживания результатов.

Открытие. В результате каждый участник проекта смог открыть в себе новые таланты, ребятам стало легче контактировать с окружающим миром, они стали раскрепощённее. Некоторые захотели глубоко изучать английский язык, чтобы иметь возможность и дальше принимать участие в международных проектах.

Веселье. Все репетиции проводились в игровой форме, ребята пережили настоящий успех на сцене и ощущали радость совершенствования своих навыков с каждой репетицией. Каждый стал частью театральной семьи и нашёл новых друзей.

Результатом проекта стали выход из пассивной позиции, развитие самостоятельности детей; развитие творческих навыков, навыка публичных выступлений, самопрезентации; укрепление уверенности в себе; радостное и успешное возвращение в социум; формирование в обществе видения того, что онкологические заболевания излечимы и выздоровевшие дети – полноценные члены.

В результате проекта состоялось 5 выступлений на различных площадках города, в том числе на международном фестивале «Шекспирия»; 15 детей прошли психосоциальную реабилитацию; в реализации проекта приняли участие 12 волонтёров.

 

Поделиться:

Оставить комментарий