Методы работы воронежцев с детьми-аутистами будут тиражировать на все регионы страны

Внешне они ничем не отличаются от своих сверстников. Так же следят за каждым движением педагога, пытаясь повторить их, ловят каждое его слово. Завидев незнакомое лицо, чуть-чуть стесняются, а потом, привыкнув, осваиваются и даже начинают немного шалить. Раскинув руки в стороны, изображают самолёт, рисуют пальчиками на стекле, усыпанном песком. Но только приглядевшись и прислушавшись, понимаешь, что ребятки эти не совсем обычные.

Детки с НЕограниченными возможностями

В Центре развития творчества детей и юношества Ленинского района Воронежа с особыми детьми, обучающимися в воронежской школе №31, занимаются художественным творчеством ещё с семидесятых годов прошлого века. С 1995 года Центр начал работать с городскими общественными организациями детей-инвалидов «Преодоление», «Надежда» и «Родник». На сегодняшний день организована работа и с детьми, находящимися в медицинском Центре на ранней диагностике и лечении онкологических заболеваний. Это взаимодействие не прекращалось ни на один день. Продолжая ставшее уже доброй традицией сотрудничество, педагоги и обучающиеся Центра, кроме занятий, организуют и проводят мастер-классы, спортивные праздники, концертные программы.

Полтора года назад директор Центра Татьяна Фалькович решила применить накопленный опыт в работе с детьми-аутистами и их родителями.

– Пошли на это после обращений родителей, которые считают, что ребятам не хватает развивающих занятий, – говорит Татьяна Анатольевна. – Такие дети должны быть постоянно в «деле», им желательно общаться круглый день – в детском саду или в школе, на дополнительных занятиях, а не сидеть круглые сутки дома с мамой. Им, как никому другому, важна смена обстановки, различные маршруты, новые люди. Мы тесно работаем с общественной организацией родителей детей-инвалидов «Искра надежды».

Руководитель социально-педагогической службы Центра Екатерина Путилина вспоминает, что в первые дни их подопечных невозможно было усадить.

– Теперь практически все выполняют задания психолога, некоторые – самостоятельно, другим необходимо присутствие мамы, – рассказывает Екатерина Путилина. – Наши занятия посещают двенадцать ребят от шести до восьми лет, они разделены на две группы. Несмотря на то, что все они ходят в детские сады и школы, им, как и их нормотипичным сверстникам, необходимо дополнительное развитие. Разрабатывая рабочую программу, психологи посетили детские учреждения, чтобы в привычной для наших воспитанников обстановке понаблюдать за их поведением.

По словам мамы шестилетнего Ромы, Марины Александровны, подобные занятия помогают сформировать навыки социализации, общения с детьми и взрослыми. Мальчик посещает ресурсную группу детского сада №196.

– Вначале он даже не мог зайти в группу, теперь спокойно занимается без меня, – уверяет Марина. – Чем больше будет места, где он сможет общаться и заниматься один, тем лучше. Проблем много, но главное – есть уверенность в собственных силах, в продолжении работы на уровне региона с такими детьми. Наша организация «Искра надежды» с 2009 года реализует проекты, направленные на развитие инклюзивного образования. Ведь именно мы, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, стали инициаторами развития инклюзивного образования в школах и детских садах. Мы отстояли права своих детей на получение качественного образования, их право жить в своей семье, а не в интернатном учреждении.

Откроют новые площадки

Сегодня, по официальным данным, в Российской Федерации насчитывается 15989 детей с расстройством аутистического спектра. На самом деле, по данным члена Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елены Клочко, их число в десять раз больше. Так, в Москве могут проживать 21,6 тысячи детей с РАС, но на начало нынешнего года диагноз поставлен только трём тысячам. В Санкт-Петербурге соотношение такое – девять тысяч против четырех сотен, в Новосибирской области – шесть тысяч против семисот человек, в Белгородской – три тысячи против трехсот пятидесяти, в Воронежской – четыре тысячи против восьмисот.

Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Артур Хаустов убеждён: модель работы воронежцев с детьми-аутистами необходимо транслировать на все регионы страны.

На начало нынешнего года диагноз РАС поставлен 799 воронежским детям. Из них в ресурсных классах и группах, созданных на базе двенадцати общеобразовательных школ и пяти детских садов, обучаются только 138 человек. Сто посещают начальную школу, остальные – дошкольные учреждения. С ними работают 170 педагогов. В будущем году в Воронежской области будут функционировать 29 ресурсных площадок. Такой рост вызван тем, что более половины семей, где растут дети с ОВЗ, готовы отдать своих ребят в образовательные учреждения по месту жительства.

Работа с аутистами в Воронежской области началась в 2012 году с реализации межведомственной программы «Аутизм – маршруты помощи».

– Произошло это еще до принятия Федерального закона «Об образовании», благодаря активности членов общественной организации родителей детей-инвалидов «Искра надежды», их обращениям к власти по поводу необходимости обучения детей с РАС, – рассказывает первый заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галина Иванова.

– Главными исполнителями были департаменты социальной защиты, здравоохранения и образования. Сначала большая часть нагрузки легла на медиков, которым предстояло выявить детей с РАС. Начиная с 2015 года в нашей области открыто 17 ресурсных площадок, четыре из них – в Борисоглебске, Лисках, Россоши и Острогожске. В настоящее время действует проект «Особенный ребёнок», который призван обеспечить равные возможности обучения всех детей с ОВЗ. Координировать деятельность по сопровождению детей с ОВЗ призван вновь созданный областной Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Артур Хаустов убеждён: модель работы воронежцев с детьми-аутистами необходимо транслировать на все регионы страны. Что и происходит во время проводимых на территории области всеросийских конференций и семинаров с участием представителей большинства регионов.

В частности, на прошедшем недавно в Воронеже Всероссийском научно-практическом семинаре «Организация образования детей с расстройствами аутистического спектра с использованием моделей «ресурсный класс» и «ресурсная группа» воронежские специалисты охотно делились с коллегами накопленным опытом, обозначали проблемы, над которыми предстоит работать в ближайшее время. Самые насущные – нехватка квалифицированных кадров, отсутствие полного взаимодействия в образовательных учреждениях, где открыты ресурсные группы и классы.

Источник:

http://communa.ru/nauka_i_obrazovanie/putyevka_v_zhizn_dlya_osobennykh_detey/

Поделиться:

Оставить комментарий