Большие победы маленькой диаспоры

Каролина Ветрова: «Имя руководителя должно быть на слуху по его конкретным делам»

Многие граждане Молдовы, уехавшие на ПМЖ в другие страны, не теряют своих связей с родиной. Они объединяются в общины, чтят традиции, обмениваются опытом, интересуются новостями, участвуют в различных мероприятиях. О том, чем живёт Молдавская община Воронежской области, главный редактор «АиФ в Молдове» беседует с её председателем, членом Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, генеральным директором ООО «Торговый дом РМ» Каролиной Ветровой.

Близнец Кишинёва

– Госпожа Ветрова, у меня создалось впечатление, что в Воронеже живёт больше молдаван, чем в других российских городах. Довольно часто от знакомых, уезжавших в Россию по программе переселения соотечественников, приходилось слышать, что они именно этот город выбрали местом своего проживания. Чем привлекает Воронеж наших граждан? – Воронеж привлекает переселенцев двумя факторами – климатом и ментальностью его жителей. Наша семья до приезда в этот город четыре года прожила в Липецке, но всё время были мысли о поиске более комфортного для жизни региона. Мама, приезжавшая к нам в гости, посоветовала обратить внимание на Воронеж. Путь её следования к нам в Липецк пролегал через этот город. Из общения с попутчиками она сделала вывод, что воронежцы более открытые, душевные люди. Мы прислушались к совету мамы и несколько раз приезжали с супругом познакомиться с городом. Я даже устраивала маленькие проверки, чтобы посмотреть на реакцию местных жителей: ставила тележку в супермаркете неправильно, становилась в проходе, создавая препятствие на пути идущих. Их очень вежливые просьбы посторониться меня подкупили. Одна из наших поездок в Воронеж пришлась на тёплое время года. Тогда мы попали на магическую улицу – Комиссаржевской, где расположен Никитский сад, обнесённый чугунными решётками. Эти решётки в сочетании с цветущими каштанами нам так напомнили Кишинёв, что мы для себя решили: переезжаем в Воронеж. И не ошиблись. В этом городе ментальность людей ближе к нашей, молдавской. Здесь подскажут, как можно решить вопрос, проблему, порекомендуют человека, помогут в трудные минуты. Психологический климат более приближён к молдавскому – люди общаются между собой, поддерживают отношения. И по своей структуре города схожи, то же деление на микрорайоны, перпендикулярное расположение улиц относительно главных дорог. Три делегации из РМ, приезжавшие к нам на Дни Молдовы, были приятно удивлены тем, насколько Воронеж напоминает им Кишинёв – расположением кварталов, фасадами зданий.

Три поколения переселенцев

– Имеется ли статистика граждан Молдовы, переселившихся в рамках программы соотечественников в город Воронеж и его область? – Со статистикой очень сложно, потому что точными данными не владеют даже сами госструктуры. Они могут назвать количество переехавших молдаван, которые участвовали в программе по переселению, но некоторые прописываются в Воронеже и уезжают работать в Москву. Наши бывшие соотечественники программу прошли, а потом неизвестно, по какой статистике их искать. Для России – мы граждане РФ, поэтому выпадаем из миграционного звена. – Большая ли диаспора в Воронеже? – По приблизительным подсчётам, порядка двух тысяч человек в городе и около десяти тысяч в области, но сказать, что они все объединены и занимаются общим делом, не могу, так как здесь несколько поколений переселенцев. Первые приехали в советское время, 35–40 лет назад. Они – не граждане РМ, но её уроженцы, ощущают себя молдаванами, варят мамалыгу, плачут, когда слышат молдавские песни, радуются услышанной родной речи. Ко второму поколению переселенцев я отношу тех, кто переехал в Воронеж в последние пять лет. Их количественно как бы больше, но в работе молдавской общины они участвуют меньше, так как многие только обосновываются – взяли ипотеку, устроились на работу, обзавелись окружением. Как правило, у них не остаётся времени на общественные дела. Я знаю, что со временем ностальгия всё равно всколыхнётся – наш геном очень сильный. Так и выходит: как только люди становятся более-менее на ноги, начинают скучать по Родине, тогда, узнав о существовании диаспоры, и приходят к нам. Сейчас уже пришла третья волна. Они меня очень радуют, так как высокоответственные, участвуют в выборах, даже если надо ехать на избирательный участок за сотни километров от Воронежа. Они одновременно и деликатные, и всегда рядом. Может быть, это связано с тем, что наблюдают результаты моей деятельности, видят, к чему движемся, и хотят в этом помочь. Я им очень рада.

Прививка Мэрцишором

– Как давно вы возглавляете молдавскую диаспору в Воронеже? Сложно пришлось в начале? Кто помогал познавать тонкости этой работы? – Я возглавляю молдавскую общину с ноября 2017 года, куда меня привели наши соотечественники. Когда мы переехали в Воронеж, как раз искали руководителя молдавской диаспоры области. С радостью откликнулась на предложение, потому что за четыре года обустройства в РФ случился огромный информационный вакуум, а тут представлялась возможность работать и общаться с большим количеством людей. На собрании была утверждена руководителем общины. Скажу честно, первые полгода я вообще не понимала, что должна делать. Все говорили, что нужно работать, а что и как делать, никто не подсказывал. Но за шесть месяцев я созрела, постепенно стала понимать, куда и как следует двигаться. Отправной точкой был Мэрцишор-2018, он стал своеобразной качественной прививкой. На мероприятии собрались представители почти всех объединений молдаван России. Я поняла, что можно и с послом в дальнейшем взаимодействовать, и с нашими общинами делиться опытом. После этого легко составился план, по которому мы весь год работали, а по итогам 2018-го – Года Штефана чел Маре – стали обладателями Гран-при среди диаспор, отмеченных экс-президентом Игорем Додоном. Получилось, что маленькая диаспора, которая только заявила о себе, оказалась лучшей в прославлении господаря Молдовы. Плюс ко всему я для себя уяснила, что имя руководителя должно быть на слуху по его конкретным делам.

– Как переселенцы узнают о молдавской общине?

– В основном мы используем соцсети. Ведь не все смотрят телевизор или включают его не в то время, когда у нас появляется возможность выйти в эфир. Хотя были примеры, когда в общину люди приходили именно после телеэфира. И ещё нас находят во время различных мероприятий, о которых мы информируем через прессу. Также выяснилось, что некоторые вышли на нас через запрос в поисковых системах.

С именем Пушкина

– Какие проекты реализуются диаспорой? – Я бы сказала, что мы работаем не по отдельным проектам, а по направлениям. На данный момент у нас выделены восемь направлений, семь из которых – рабочие, а восьмое – спортивное – начнём развивать, когда будут ослаблены ковидные ограничения. Первое направление – языковое, это поддержание уровня молдавского языка и участие в мероприятиях по сохранению русского языка на территории области. Мы популяризируем творчество молдавских писателей. В 2018 году провели мероприятие к 90-летию Иона Друцэ, при поддержке аппарата президента нами создана библиотека молдавской литературы. Мы участвуем в программах по сохранению русского языка, организованных в России. В проекте «И сохраним тебя, русская речь…» мы всегда рассказываем о Пушкине в Молдове. В 2019 году был проведён конкурс сочинений, где члены нашей общины заняли первое место. Читаются стихи Пушкина на двух языках. Мы привозили делегацию из представителей российских вузов в дом-музей Пушкина в Кишинёве. Лично знакома с руководством дома-музея, в последней моей поездке в Молдову договорились о взаимодействии. Для нас очень важно правильное отношение к русскому языку. Второе направление – образование. Мы понимаем, что без обмена опытом, преподавателями, без каких-то совместных проектов, без участия в конференциях и в разных встречах невозможно двигаться дальше. Есть огромный интерес воронежских вузов к молдавским студентам. Есть интерес к обмену педагогами. Так как не во всех молдавских вузах сегодня изучают дисциплины на русском языке, есть возможность предоставить преподавателя в онлайн-формате. Недавно к нам пришло предложение от Лесотехнического университета, и ведутся переговоры с Кишинёвским агроуниверситетом об обмене студентами на полгода.

Ты понимаешь, что твоей культурой проникаются люди, живущие в России, благодаря тому, что ты начала потихонечку это поле вспахивать и засеивать. Я считаю, что культурный обмен выставками, между библиотеками, коллективами должен происходить, несмотря на экономические санкции. Это обогатит как молдавское население, так и россиян. На данный момент есть запрос от Технического вуза Воронежа, желающего заключить договор с профильным университетом Молдовы. Благодаря нашим усилиям медвузы Кишинёва и Воронежа подписали соглашение о сотрудничестве. Руководя общиной, я увидела, как много Россия делает в области образования.

Благодатные всходы

– Подозреваю, что одним из направлений деятельности вашей общины является культурное, ведь без культуры никуда… – Именно. Третье направление – культурное. Сейчас из-за ограничений мы испытываем огромный голод общения. Перечислю лишь некоторые коллективы, которые имеют непосредственное отношение к Молдове. Воронежский народный хор – жемчужина области, их сцена – уровня кремлёвской. Его руководитель Вячеслав Николаевич Помельников семь лет учился и преподавал в Кишинёве. Молдавская столица дала ему образование, позволившее достичь успехов, которые он хочет показать городу во время своих гастролей. Следующий знаковый коллектив – это ансамбль «Воронежские девчата». Они напрямую общаются и сотрудничают с композитором Евгением Догой, исполняют его композиции, постоянно на связи с маэстро. И самый важный для нас коллектив, тесно с нами работающий, – Воронежский эстрадно-духовой губернаторский оркестр, которым руководит Виктор Шорин. Виктор Михайлович в юности часто бывал в Молдове. Его дядя после войны по распределению был направлен на восстановление города Атаки, поэтому до сих пор у него в Молдавии живут родственники. До пандемии мы проводили и участвовали в большом количестве культурных мероприятий. Ждём возвращения в прежний режим работы. Хочу рассказать об одном трогательном предновогоднем сюрпризе. До сих пор в России сохранилась традиция освещать культуру разных народов. Накануне Нового года коллектив «Карнавал» подготовил и прислал замечательный видеоролик, в котором воронежская девочка в молдавском национальном костюме исполняет нашу народную песню. Это было так приятно! Ты понимаешь, что твоей культурой проникаются люди, живущие в России, благодаря тому, что ты начала потихонечку это поле вспахивать и засеивать. Я считаю, что культурный обмен выставками, между библиотеками, коллективами должен происходить, несмотря на экономические санкции. Это обогатит как молдавское население, так и россиян.  

Исторические линии

– И дружить городами нужно, совместные проекты реализовывать. Читала, что у нашего города Кантемира есть побратим – Кантемировский район в Воронежской области. – Как раз хотела сказать, что четвёртое направление в нашей работе – побратимские меж- региональные связи. Это конкретная серьёзная работа завязывания отношений между районами. Город Кантемир в Молдове и Кантемировский район в Воронежской области связала история: в обоих населённых пунктах поместные земли одной исторической личности – Дмитрия Кантемира, имеющей важное значение и для Молдовы, и для России. Сейчас готовится подписание ещё одного соглашения о побратимстве – между Бобровским районом (одним из сильных в Воронежской области) и молдавским Глодянским районом. В Глодянах находится наш соотечественник Руслан Берник, который раньше жил в Бобровском районе. Когда-то г-н Берник задумался об установлении побратимских отношений, поэтому сейчас выступил своеобразной тягловой силой. Бобровский район нам ещё интересен и тем, что в нём родился Иван Шабанов, который в годы ВОВ погиб в Молдавии. Со временем пришло понимание, что важны не только межрегиональные, но и межэтнические связи. И тут важно показывать Молдову и Воронеж как многонациональные системы, которые, взаимодействуя между собой, могут сотрудничать и во вне, передавая друг другу опыт. Осенью прошли предварительные переговоры с Агентством межнациональных отношений Республики Молдова по вопросам взаимодействия с Национальной палатой при губернаторе Воронежской области. Я склоняюсь к тому, что нужно не просто заключать договоры о сотрудничестве, а вести активную работу, которая будет давать положительные результаты.

Экономика должна быть…

– Среди ваших должностей – гендиректор ООО «Торговый дом РМ». Подозреваю, что с ним связано ещё одно направление, в котором вы работаете. – Так и есть, пятое направление нашей деятельности – экономическое. Мы прекрасно понимаем, что из-за санкций разрушились наши связи, рынок быстро заполнился дешёвой продукцией низкого качества. В 2019 году в Воронеже был проведён ряд встреч экономического порядка и был открыт ООО «Торговый дом РМ» с целью создания площадки для работы с продукцией молдавских производителей. Это направление для нас самое непростое, но мы потихонечку продвигаемся вперёд. Сейчас работаем над несколькими проектами, но пока находимся в процессе переговоров, озвучить какие-либо подробности не могу.

Память воинов

– Во время приезда в Молдову летом 2019 года вместе с делегацией представителей российских вузов вы посетили село Ермоклия района Штефан Водэ, где были найдены останки уроженца Воронежской области. – Да, учитывая, что 2020-й – год празднования 75-летия Великой Победы, подготовку к нему я начала ещё в начале 2019-го в рамках нашего шестого направления – историко-патриотического. Обратилась к председателю Национального координационного комитета «Победа» РМ Алексею Петровичу с просьбой предоставить имена воронежцев, освобождавших молдавскую землю. Через три недели от Алексея пришла информация, что в селе Ермоклия района Штефан Водэ при вспашке поля были найдены останки предположительно Героя Советского Союза Ильи Петровича Маслова, проживавшего в селе Каширское, что в 60 км от Воронежа. Его именем названы улица, школа в селе, установлен бюст, есть музей. И когда мы с делегацией вузов приехали в Молдову, в первую очередь отправились в село Ермоклия к мемориалу, который был восстановлен в 2020 году, где память воина достойно сохраняется. Внучка героя была в МССР в 70-е годы и сейчас изъявила желание приехать, чтобы посетить могилу дедушки. 21 августа, в день гибели И. П. Маслова, мы провели день памяти в Каширском, администрация которого выступила с инициативой установить побратимские связи между Каширским районом и Штефан Водэ. В историко-патриотическом направлении мы работаем над ещё одним важным проектом – о Дмитрии Кантемире, государственном деятеле, учёном, интеллектуальной гордости двух государств и народов, 350-летие которого будем отмечать в 2023 году. Предстоит очень серьёзная подготовка. В этой работе мы тесно сотрудничаем с учёным послом Молдовы в Катаре Виктором Цвиркуном. Со временем пришло понимание, что важны не только межрегиональные, но и межэтнические связи. И тут важно показывать Молдову и Воронеж как многонациональные системы, которые, взаимодействуя между собой, могут сотрудничать и во вне, передавая друг другу опыт.

Божественное направление

– И последнее направление деятельности, не считая спортивного, это… – Это божественное, как само число семь, направление – духовно-нравственное. Мне как-то позвонили и спросили, не хочу ли я съездить в Отрадное? Чтобы вы понимали, Отрадное имеет, кроме географического названия, ещё и сакральное. Там живёт прозорливый старец, как о нём говорят. В прошлом он – учёный, высокообразованный человек. Меня пригласили к нему домой в трапезную на беседу. О чём шла речь? Протоиерей Геннадий Заридзе создал Объединение православных учёных, в которое входит более 1000 человек. Это, как правило, люди, продвигающие православные идеи в образовании. Инициаторам встречи нужна была моя помощь в проведении конференции и открытии филиала объединения в Молдове. Такие филиалы уже есть в Беларуси, в Сербии и в ряде других стран. Конференция должна была пройти в апреле 2020 года, но из-за пандемии перенесена на неопределённый срок. Когда мы начали заниматься этой темой, пришло понимание, что из всех направлений это – самое главное, потому что Россия и Молдова – православные страны.  

Источник энергии

– Часто бываете в Молдове? Если приезжаете, то по делам или отдохнуть? – Я приезжаю в Молдову, чтобы зарядиться энергией. После поездок всегда чувствую прилив сил. Меня заряжают воздух, вода, молдавская кухня, люди, встречи с друзьями, родными, атмосфера, прогулки по городу, поездки за город, чтобы побродить по полям, путешествия по молдавским дорогам и любование ландшафтом. Ты видишь эту красоту, мысленно фотографируешь её, понимая, насколько её не хватает в Воронеже. Для себя я поняла, что хотя бы раз в полгода мне нужно приезжать в Молдову. И ещё заметила: мои поездки приободряют людей на родине, с которыми я работаю, тем, что приезжаю, что сотрудничаем, что не отложила в долгий ящик проекты и так далее.   Вопреки политической погоде – Как считаете, смена президента отразится на работе российской диаспоры или ничто не сможет остановить то, что уже поставлено на колёса и давно работает? – У меня в процессе этой работы постоянно появляются учителя – люди, с которых беру пример и понимаю, что так можно действовать. Одним из учителей стал бывший ректор строительного университета Игорь Степанович Суровцев, который стоял у истоков межнационального движения в Воронеже и утверждал, что человеческий контакт – превыше всего. Однажды он рассказал историю о том, как один из западных университетов никак не шёл на контакты с российским вузом, не реагировал на письма, но  после общения с Суровцевым отношение изменилось. Я считаю, если связи налажены, то политическая погода не имеет значения. Во время моей осенней поездки в Молдову все, с кем мы работаем, подтвердили, что наше сотрудничество продолжается, есть взаимное желание и дальше работать.

Любовь Чегаровская

Источник: “АиФ в Молдове”

Поделиться: