Воронежцы с редкими и тяжелыми диагнозами поставили военную драму

Когда артисты играют хорошо, мы говорим – живут на сцене. Это верно и для ребят, которые занимаются в любительской театральной студии «Улыбка».

Премьера
спектакля «У войны не детское лицо» состоялась на сцене областного
центра социальной помощи семье и детям «Буревестник» в рамках проекта
«Живу театром». Воронежская региональная общественная организация
«Перспектива», которая занимается не только детьми с инвалидностью, но и
теми, кто старше 18 лет, получила под это грант.

«Слезы сами текли»

Довоенный
антураж – стол, стулья, где-то в углу, кажется, топится печка. Актеры
уже каждый на своем месте – в лицах готовность сказать реплику по
команде художественного руководителя. Только что завершился генеральный
прогон – все, как в настоящем театре. И вот – поехали. Художественный
руководитель «Улыбки» Инна Абаджян садится за компьютер, сегодня она
отвечает, в том числе, за музыкальное сопровождение.

На сцене
играют в беззаботное детство – а разве оно не такое? Но в одночасье все
сменяется тревогой: «А правда, война будет?» И вот в детских лицах глаза
повзрослели. Мать убивается на заводе, холод, еды не хватает на всех…
Бомбежка. И вот во все еще детских лицах – уже отпечаток ответственности
за младших братьев и сестер. Отец перестал слать фронтовые
треугольники. И вот она – седина в 15 лет… Сюжет, в общем-то, известный,
но так сложен он для ребят.

– Театром я занимаюсь с детства.
Мне нравится участвовать в постановках, быть разной на сцене. Но вот
военный спектакль дался мне тяжело в эмоциональном плане, первое время я
дома сразу «вырубалась» и много спала. А утром не хотелось идти на
репетицию, потому что не была готова это снова переживать – я плакала,
слезы сами текли, – рассказывает актриса Мария Яковлева. – Театр очень
многое нам дает. Когда я пришла, очень стеснялась, и первое время даже
отказывалась от ролей, но потом привыкла.

Участие в театральных
проектах позволяет раскрыться всем, кто приходит в студию Абаджян.
Художественный руководитель помнит, как учила каждого жить на сцене.
Многие, кто сегодня входит в труппу, отдали «Улыбке» минимум десятилетие
(коллектив существует более 15 лет – прим. Авт). И шли от двух реплик –
к всеобъемлющим ролям. А вот у Даши Васильконовой все впереди – сегодня
у нее почти что дебют, это вторая роль в постановке театра, до этого
девушка не занималась творчеством. Но знает точно – продолжит заниматься
этим делом.

Театротерапия и успех

Участие в подобных
проектах для людей с ограниченными возможностями здоровья –
определенного рода терапия. В студии «Улыбка» занимаются ребята с
синдромами Дауна, Вильямса, сложными формами ДЦП, ментальными
нарушениями.

– К сожалению, жизнь молодых инвалидов после
достижения ими 18 лет замыкается в стенах квартиры, и они становятся
социально изолированными. Студия «Улыбка» в этом отношении уникальный
проект. Театротерапия дает им возможность жить активно и полноценно. Они
занимаются по два часа дважды в неделю, это общение, новые знакомства,
изучение нового, – говорит руководитель ВРБОО «Перспектива» Тамара
Харсеева.

– Есть такое понятие «психодрама». Человек примеряет
на себя роли и испытывает то, что чувствовал бы, находясь в определенной
ситуации. Это проживание эмоций, раскрепощение. То, что нужно этим
детям. И вот – они уже самостоятельно импровизируют, они чувствуют,
какую эмоцию нужно включить в жизни. Но нельзя детей загружать сразу,
пусть сперва попробуют выполнить одну актерскую задачу, а потом мы
чуть-чуть приподнимем планку, и они справляются – такое могут на сцене
вытворять, что многие удивляются! Но какой смысл идти дальше, пока ты не
научился считать до десяти? Все должно быть пошагово, чтобы не отбить
интерес к театру, мы работаем с тонкими материями, – говорит о своих
принципах работы Инна Абаджян. – Но это не значит, что у нас все гладко.
Я кричу и ругаюсь, как и любой худрук. Но мы доверяем друг другу.
Наверное, в этом наш главный успех.

Театр, который нужен всем

Военная
драма была выбрана не случайно. Хотели сыграть что-то более серьезное и
новое, показать свой профессиональный рост – впервые спектакль
продолжался 40 минут. К тому же скоро дата – 75-летие Великой Победы.


Когда мы готовились к этой работе, я рассказывала ребятам о судьбах
детей, о бомбежке. Бабушка одной воспитанницы приносила нам
письма-треугольники, которые слал ей с фронта отец. Дети держали в руках
эти пожелтевшие листочки с историей. Мы смотрели и обсуждали военные
фильмы, – рассказывает Инна Абаджян. – Родители очень переживали из-за
наших репетиций, потому что ребят эта тема очень тревожила. Но это не
только изучение истории нашей страны, но и творческий рост коллектива. Я
педагог-психолог, и изначально у меня была детско-родительская группа. Я
занималась организацией коммуникации между детьми и родителями, и
постепенно это стало перерастать в тематические праздники. Потом я стала
писать пьесы специально под ребят – по пять минут, 13, 20… И вот теперь
замахнулись на 40-минутную постановку на сложную тему. Важно понимать,
что дети растут, и им уже не хочется играть морковку в детском
капустнике. Для них это важно.

Как и самой Инне Александровне.
Она очень рада успехам своих воспитанников, а сейчас у нее их – 62! Это
два театральных и четыре танцевальных коллектива. Старшие помогают с
младшими, у них проводят совместные занятия. И это тоже – социализация.


Мои воспитанники – артисты, и им нужно отдать все, чему они научились.
И, конечно, получить за это похвалу. Где-то словесную, а где-то – в
аплодисментах. Но и зрителю это нужно. Когда мы показали один из своих
спектаклей в перинатальном центре, женщина подошла ко мне и сказала: «Вы
знаете, теперь я точно оставлю ребенка с синдромом Дауна». Разве не это
счастье? Это! – отвечает художественный руководитель.

Источник: https://gorcom36.ru/content/voronezhtsy-s-redkimi-i-t..

Поделиться:

Оставить комментарий