Лучшие практики «Добронежец-2018»: «Дети без почерка» (реализация программы социально-психологической и социокультурной реабилитации детей с патологией зрения и сопутствующими заболеваниями)

Организация: Казённое учреждение культуры Воронежской области «Воронежская областная специальная библиотека для слепых им. В. Г. Короленко»

Цель: формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка с патологией зрения и сопутствующими заболеваниями посредством реализации программы социально-психологической и социокультурной реабилитации.

Задачи программы:

– раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

– создание необходимой развивающей среды;

– разработка и применение индивидуальных мер коррекции;

– стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

– осуществление профилактики неблагополучного развития детей;

– информационная и социально-психологическая поддержка родителей, семьи;

– информирование общественности о работе специалистов;

– налаживание контактов семей, имеющих детей с особенностями в развитии.

Описание: Воронежская областная специальная библиотека для слепых предоставляет детям и их родителям возможность: посещать развивающие занятия, получать консультации педагогов-психологов, обучаться чтению и письму по системе Брайля.

Данное направление работы появилось в 2010 году. И на сегодняшний день педагогами накоплены теоретические знания и большой практический опыт в области тифлологии, что позволяет расширить спектр услуг и наиболее полно и комплексно подойти к вопросам воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с патологией зрения и сопутствующими расстройствами. Специалистами создана семейно-центрированная программа раннего вмешательства, которое заключается в информационной поддержке и помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута; разработке и реализации индивидуальных программ поддержки ребенка и членов семьи, помощь в организации взаимодействия родителя и ребенка; обеспечение комплексности в обучении родителей и реализации специальных программ для обучения и социализации ребенка, обучении рельефноточечному шрифту.

Реализация коррекционно-развивающей программы состоит из 3 основных блоков, содержание работы которых определено следующим образом. В первом блоке содержание работы заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка, оценки уровня развития малыша, и своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении и социальной адаптации.

По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаются выводы, заключения, даются устные и/или письменные рекомендации родителям по наиболее эффективному выстраиванию дальнейшего взаимодействия и коррекционно-развивающей работы с детьми. При выявлении недостатков в развитии разрабатываются и реализуются индивидуальные программы развития.

Второй блок – это непосредственно сам коррекционно-развивающий процесс. Знакомство с ребёнком происходит на первичной консультации. Педагог из рассказа родителей узнаёт, какие игры нравятся ребёнку, на какие стимулы он реагирует, т.е. какой канал восприятия он использует (слух, тактильные ощущения), как осваивает пространство вокруг себя, какие действия с предметами он уже освоил, насколько понимает обращённую к нему речь и как на неё реагирует. Эта информация помогает педагогу увидеть основные проблемы и наметить первоочерёдные задачи диагностического и коррекционного этапов. После начинается сложный реабилитационный процесс, который может длиться ни один год.

Деятельность третьего блока направлена на оказание консультативной психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций родителей.

Результаты:

– специалистами библиотеки создана семейноцентрированная программа развития и коррекции детей с патологией зрения и сопутствующими нарушениями;

– в течение года педагогами проводится в среднем 250 коррекционно-развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, 100 индивидуальных психологических консультаций с родителями незрячих детей по вопросам особенностей воспитания и развития (результаты за 2017 год);

– организованы развивающие занятия на базе БУЗВО “Воронежская областная клиническая офтальмологическая больница” для пациентов-детей и их родителей, взрослых (в условиях стационара). В 2017 году было подготовлено и проведено на базе больницы 33 психологических занятия для пациентов (детей и родителей), которые посетили 201 человек;

– с целью пропаганды рельефно-точечного шрифта Брайля ежегодно проводятся городские конкурсы на лучшего чтеца по системе Брайля, где принимают участие, как самые юные читатели, так и взрослые люди;

– учащимися гимназии им. А.В. Кольцова для маленьких незрячих детей записана «говорящая» книга «Дети, детям, о детях»; порядка 10 незрячих участвовали в благотворительном проекте «Трогательная керамика».

Поделиться:

Оставить комментарий