Лучшие практики «Добронежец-2018»: проект «Движение в социум», лауреат в номинации Возможности без границ

Организация: Автономное учреждение Воронежской области “Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями “Парус надежды”

Цель: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество средствами музыкального искусства в условиях общения с русским музыкальным фольклором; развитие творческого потенциала и музыкально-художественного вкуса у ребенка.

Задачи:

– создание комфортной психолого-педагогической среды для плодотворной социализации и сотворчества детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников посредством музыкально-творческой деятельности в Инклюзивном фольклорном ансамбле «Субботея»

– становление навыков общения и социальных норм поведения детей, развитие умений общения и коммуникации, формирование умений работать в команде;

– расширение творческих контактов детей с ОВЗ и их здоровых сверстников через музыкально-творческую концертную деятельность (участие в концертах, мастер-классы, фестивали-конкурсы творчества детей).

Описание:

Проект «Движение в социум» – реализация авторской педагогической программы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество средствами музыкального искусства через творческую деятельность Инклюзивного фольклорного ансамбля «Субботея». Создание музыкально-творческой среды в культурно-образовательном пространстве центра реабилитации «Парус надежды» г. Воронеж.

Педагогическая программа «Движение в социум» состоит из пяти укрупненных тем.

  1. Ансамбль как специфическая форма творческого общения и сотрудничества – приобретение социальных и этических знаний, социальных норм поведения в повседневной жизни, освоения умений работы в команде и др.
  2. Ценности общечеловеческие, родной культуры, природы, Отечества; формирование положительного отношения к ценностям нашего современного общества, социальным реалиям и т.д.
  3. Индивидуальные музыкально-творческие способности и их проявление в деятельности фольклорного ансамбля «Субботея».
  4. Диалог различных видов музыкально-творческой деятельности: вокальной, хоровой, инструментально-исполнительской, танцевально-двигательной, театральной и др.
  5. Музыкально-исполнительская деятельность: практическая реализация социализации в процессе музыкально-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в фольклорном ансамбле «Субботея». Совместная музыкально-творческая деятельность детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников в процессе интеграции. Активное участие коллектива в социокультурных мероприятиях: городских, региональных, Всероссийских и Международных фестивалях-конкурсах, концертах, в благотворительных мероприятиях города. Проведение мастер-классов для студентов и педагогов ВУЗов.

Социализация детей с ОВЗ проходила в три этапа:

– диагностический (определение общекультурного и музыкального уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск методов развития выявленных индивидуальных наклонностей детей, разработка механизмов объединения в коллектив детей разных возрастов, уровней подготовленности ребят с особыми образовательными потребностями и др.);

– развивающий (познание окружающего мира, овладение социальными знаниями, нормами общения и правилами поведения, установление эмпатийных переживаний в процессе музыкального взаимодействия, формирование интереса к русскому музыкальному фольклору, обретение опыта вербальной и невербальной коммуникации, развитие творческих способностей в процессе музыкально-творческой деятельности, где значимым для личности является не цель деятельности, а сам процесс деятельности);

– аналитический (постоянный мониторинг движения детей с ограниченными возможностями здоровья к овладению социальными знаниями, нормами поведения, анализ музыкально-творческой деятельности, внесение корректив с целью оптимизации познавательной деятельности и др.).

Результаты проекта: Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество средствами музыкального искусства – это социально-психологический процесс, с помощью которого индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей музыкальной культуры, позволяющую ему полноценно существовать в обществе.

Разработана и внедрена авторской программы социализации детей с ОВЗ средствами музыкального искусства «Движение в социум». Совместная музыкально-творческая деятельность детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников позволила детям с ограниченными возможностями здоровья более успешно реализовать свой творческий потенциал и, как результат, значительно повысить уровень интеграции в общество. Ансамбль «Субботея» и солисты коллектива многократные лауреаты городских, региональных, Всероссийских и Международных фестивалей-конкурсов музыкального искусства.

Поделиться:

Оставить комментарий