В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, и Положением о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2024 № 89, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области (далее – Управление) является органом, уполномоченным на осуществление контрольно-надзорных функций за деятельностью зарегистрированных на территории Воронежской области некоммерческих организаций.
Управление осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Воронежской области, их уставным целям; за соблюдением местными религиозными организациями, централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории Воронежской области, религиозными организациями, образованными централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории Воронежской области, законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Контроль за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Управлением в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2021 № 274.
В ходе осуществления Управлением предоставленных контрольно-надзорных полномочий за деятельностью некоммерческих организаций
в 2024 году выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
1. По результатам анализа отчетов, представляемых некоммерческими организациями:
– в нарушение требований статьи 32 Федерального закона
от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
(далее – Закон № 7-ФЗ), статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ), статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ) и статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ) некоммерческие организации, общественные объединения, благотворительные организации, региональные отделения политических партий не представляют либо несвоевременно представляют в Управление обязательную ежегодную отчетность;
– в нарушение приказа Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» (в ред. приказа Минюста России от 29.03.2023 № 54) (далее – Приказ № 185) некоммерческими организациями отчеты представляются по устаревшим формам;
– в нарушение Приказа № 185 формы отчетности представляются с незаполненными графами и/или в формах отчетности указываются искаженные наименования некоммерческих организаций либо используются сокращенные наименования, несмотря на то, что в заполняемых формах отчетности подлежит указанию полное наименование отчитывающейся некоммерческой организации;
– в представленных отчетах некоммерческих организаций содержатся сведения об адресе (месте нахождения) и/или руководителе некоммерческой организации, которые зачастую не совпадают со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, что является нарушением положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
– отчеты о благотворительной деятельности либо не содержат сведений по отдельным из перечисленных в статье 19 Закона № 135-ФЗ пунктам, либо указанные сведения отражены не полностью, что не соответствует вышеуказанной статье Закона № 135-ФЗ;
– в нарушение пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» казачьими обществами, внесенными в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не исполняется обязанность по представлению сведений об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
2. В нарушение требований статьи 32 Закона № 7-ФЗ, абзаца 7 части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ, пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» некоммерческие организации не представляют или представляют в неполном объеме, либо с нарушением установленного срока запрашиваемые документы для проведения проверочных мероприятий.
3. В нарушение требований пункта 7 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, части 2 статьи 29 Закона № 82-ФЗ некоммерческие организации не соблюдают установленный семидневный срок для информирования территориального органа юстиции об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4. В нарушение пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 14 Закона № 7-ФЗ пункта 8.1 статьи 8 Закона № 125-ФЗ, подпункта «а» пункта 1 статьи 27 Закона № 95-ФЗ некоммерческими организациями не соблюдаются отдельные положения собственных уставов:
– не соблюдается периодичность проведения заседаний органов некоммерческих организаций и порядок принятий ими решений;
– не проводится переизбрание органов некоммерческих организаций по истечении срока их полномочий;
– отдельными органами некоммерческих организаций не осуществляется деятельность в пределах своих полномочий (к примеру, не проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций их ревизионными органами, фактически не формируются и не осуществляют деятельность органы, предусмотренные уставом данных некоммерческих организаций и т.д.).
5. В нарушение пункта 4 статьи 3 Закона № 7-ФЗ, части 2 статьи 20 Закона № 82-ФЗ некоммерческими организациями используется символика (в печати, на бланках, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и др.), описание которой отсутствует в учредительном документе.
6. В нарушение положений пункта 3 статьи 54 ГК РФ, пункта 7 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, части 2 статьи 29 Закона № 82-ФЗ некоммерческие организации не исполняют обязанность по обеспечению связи с иными органами, в том числе с органами государственного контроля (надзора), юридическими и физическими лицами, что подтверждается неоднократным возвращением почтовой корреспонденции в адрес отправителя, в том числе с отметкой об отсутствии получателя по указанному адресу и/или отметкой «выбыл».
7. В нарушение требований пункта 1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, не ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
8. В нарушение требований Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившего в силу 01.09.2014, наименования некоммерческих организаций, а также положения их учредительных документов не приводятся в соответствие с действующим законодательством при первом внесении изменений в их учредительные документы.
9. В нарушение пункта 8 статьи 8 Закона № 125-ФЗ религиозные организации допускают использование при осуществлении своей деятельности сокращенных наименований.
10. В нарушение требований части 1 статьи 6 Закона № 82-ФЗ у общественных объединений отсутствуют заявления о принятии в члены, документы по учету членства не ведутся, решения о приеме в члены соответствующим уполномоченным органом не принимаются.
Источник: Минюст РФ по Воронежской области