Проект «Школа русской пирографии» от НКО “Интерлингва”

Огонь – первая стихия, подчиненная человеком. Причем во всей его полноте: от «огонь-жизнь» до «огонь-смерть». Поэтому вполне приемлемо считать пирографию – от греческого «пирос» – огонь и «графос» – писать – самым древним из изобразительных искусств.

Самая старая из сохранившихся пирографий – рисунок на коже индейцев доколумбовой Америки, примерно 700 г.н.э. – находится в национальном музее в Перу. Как принято считать, искусство выжигания в Европу попало именно из Америки в эпоху Великих географических открытий, но очень быстро достигло уровня высокого искусства: в Испании (где выжигание совмещалось с тиснением кожи), в Германии, во Франции и Австрии.

На Руси эта техника также нашла свое применение как ремесло. Выжженные надписи находят на деревянных изделиях русского Севера, на костяных гребнях и кожаных сумах.

Второе рождение пирография пережила в викторианскую эпоху, после того, как для выжигания додумались использовать медицинский прибор каутер, изобретенный французским хирургом. В 19 в. лучшие приборы для выжигания выпускали в Германии, но они находили сбыт по всей Европе: особенно увлеклись выжиганием дамы викторианской Англии, а по их примеру – и в России.

Из российских мастеров пирографии следует назвать двоих: Евгения Максимилиановна Ольденбургская, жившая в Рамони, и Григорий Стефанович Серебряков, живший в Вятской губернии. Каждый из них внес значительный вклад в развитие искусства пирографии на уровне художественного мастерства. Е.М. Ольденбургская занималась в основном предметами интерьера, а Г.С. Серебряков создал первую в Российской империи профессиональную школу пирографии, просуществовавшую вплоть до революции, и написавший первое учебное пособие по этому предмету, издававшееся несколько раз.

Третье возрождение пирография получила на основании широкого распространения электронагревательных приборов после второй мировой войны. Вначале для выжигания использовали обычный паяльник, однако в 1962 году пятнадцатилетний английский юноша Рой Чайлд усовершенствовал прибор для выжигания: трансформатор увеличивал или уменьшал температуру накаливания рабочего наконечника или нихромовой проволоки, и выжигательные приборы стали доступными, многофункциональными и безопасными.

В современном мире существует более тридцати техник термической обработки древесины, начиная с традиционной пирографии и заканчивая применением лазера, кислот, раскаленного песка или воздуха. Пирография снова становится модным элементом интерьера, переживает возрождение как техника изобразительного искусства.

Намерение возродить это искусство в Воронеже возникло в рамках проекта «Русское Викторианство». В 2019 году проект «Школа русской пирографии», авторами которого являются Школа иностранных языков «Интерлингва» и инициативная группа граждан Воронежской области, увлекающихся краеведением, историей и декоративно-прикладным творчеством (пирография), получил грант Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области.

В рамках данного проекта была разработана и успешно реализована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа русской пирографии».

В период с сентября 2019г. по май 2020 г., 2 группы учащихся освоили правила рабoты с электрoприбoрами, технику безoпаснoсти и нормы нагрузки; основы графического построения изображений, рисунка и композиции; основы пирографичекской техники: линия, тень, отточие, работа разными жалами; техники копирования рисунка для пирографии: с калькой, с компьютерной техникой, по клеточкам, по обратной стороне рисунка; техники колорирования: акварельным карандашом, акварелью, водной и спиртовой морилкой. Самому младшему учащемуся было 6 лет. В группах также занимались взрослые (3 родителя), активно осваивая учебный материал и выполняя задания вместе с детьми.

Учащиеся самостоятельно находили сюжеты для своих работ, проявляли интерес к различным жанрам графики и изобразительного искусства, пытались совмещать пирографию с другими жанрами – например, оригами. Особый интерес вызывала техника цветной пирографии с использованием акварельных карандашей, водных морилок. Работа одной из учащихся вышла на московский конкурс работ, посвященных Великой Победе!

За время обучения подготовлены 3 выставки, на которых в общей сложности выставлено более 50 работ. Итоговая выставка, на которой были представлены выпускные работы обучающихся, где ребята смогли отразить все то мастерство, которому они обучились, состоялась 29 мая 2020 в онлайн формате в группе «Русское Викторианство» в социальной сети Вконтакте. Выставка была приурочена к 24 мая – Второй Викторианской выставке (Викторианскому фестивалю 2020) в Воронеже, в память 175-й годовщины со дня рождения Е.М. Ольденбургской.

В дальнейшем предполагается продолжать обучать всех желающих технике пирографии, расширять практические навыки и освоить следующие направления работы:

· Каллиграфия и леттеринг: изображение букв, каллиграфических миниатюр, поучительных надписей (moralties)

· Золочение деревянной поверхности

· Инкрустация шпоном

· Лаковые и иные защитные покрытия изделий

Все это способствовует эстетическому восприятию культурного наследия Воронежской области путём инициации комплектования экспозиции пирографических работ с целью создания в Воронеже постоянной выставочной площадки.

В ноябре 2019г. к.п.н., доцент, Кузнецова Елена Сергеевна, автор проекта, представила его на 6 Воронежском форуме предпринимателей и первом «Женском форуме Черноземья – 2019». В январе 2020г. проект «Школа русской пирографии» был признан лауреатом 8 Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Инновационная школа – 2019» и удостоен диплома. В марте 2020г. проект «Школа русской пирографии» вошел в список финалистов конкурса «Добронежец -2020» в номинации «Цивилизация».

Очевидно, дальнейшим развитием проекта должна стать пирографическая лаборатория, которая сможет собрать все существующие сегодня технологии термической обработки органических материалов и на этой базе создать Академию пирографии в Воронеже.

Поделиться:

Оставить комментарий