Общественная палата РФ представила доклад об участии НКО в оказании соцуслуг

На итоговом форуме «Сообщество» 31 октября Общественная палата (ОП) РФ представила результаты общественного мониторинга ситуации с доступом СО НКО на рынок услуг в социальной сфере.

Зачем нужен мониторинг

Ежегодно
Министерство экономического развития готовит отчет о реализации
субъектами РФ мер по обеспечению доступа СО НКО к предоставлению услуг в
социальной сфере. Члены ОП РФ решили сравнить официальные данные с
общественной оценкой.

«Мы обратились в общественные палаты
субъектов, попросили заполнить большую и сложную анкету. Причем не
просто заполнить, а провести консультации с ресурсными центрами НКО. Мы
получили ответ от 46 палат, в том числе Забайкальского края, республик
Башкортостан, Хакасия, Ульяновской, Ярославской областей», — рассказала
Елена Тополева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию
некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО.
Кроме того, ОП РФ попросила органы исполнительной власти найти успешные
практики в этой сфере.

Помимо собственно результатов мониторинга в
докладе представлен анализ нормативно-правовой базы, действующей в
сфере оказания соцуслуг, и информация о зарубежном опыте.

Результаты мониторинга: проблемы

Согласно
данным Минэкономразвития РФ, объем средств, переданный НКО на
предоставление соцуслуг, составил более 31,3 млрд рублей в 2018 году (на
30% больше, чем в 2017-м). Эти средства распределили между 4,4 тыс. СО
НКО, а услугами воспользовались более 22 млн человек (в 3,6 раза больше,
чем в 2017 году).

Мониторинг Общественной палаты РФ показал, что
общими проблемами для разных отраслей по-прежнему остаются низкие
тарифы оплаты соцуслуг, из-за которых НКО сложно выйти на
рентабельность, и межведомственный характер оказываемых услуг. Последнее
означает, что, если услуги находятся на стыке отраслей, не всегда четко
разграничено, какое ведомство за них отвечает.

Появились и новые
проблемы. НКО, которые получают возмещение из бюджета на оказание
услуг, столкнулись с задержкой выплат. По словам Елены Тополевой,
некоторые организации ждут около года, пока им возместят затраты, так
как эти суммы не предусмотрели при планировании бюджета.

В
отдельных отраслях возникают свои проблемы. Например, в сфере социальной
защиты участники мониторинга отметили избыточные требования при
вхождении в реестр поставщиков соцуслуг в некоторых регионах. В сфере
молодежной политики отсутствует специальный федеральный закон, который
бы определял здесь понятие услуги. В результате услуги не могут
оказываться на легитимной основе.

Для решения этих проблем, в
частности, предлагают разработать методику оценки потребностей в
услугах, усилить контроль за своевременным получением средств, усилить
методическую роль федеральных органов власти.

Член Комиссии
Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке
социально ориентированных НКО Игорь Галл-Савальский предложил создать
единый прозрачный механизм финансирования услуг во всех отраслях
соцсферы. По мнению эксперта, разрабатывать его должен тот, кто
распоряжается бюджетными средствами, – Министерство финансов РФ. Сейчас
требования к оказанию услуг во всех регионах, в том числе объем
финансирования, разные.

Риски

Елена Тополева отметила, что
региональные органы власти и сами НКО опасаются падения качества услуг.
Кроме того, они считают, что услуги могут стать платными для
получателя, а из-за активного привлечения НКО к оказанию социальных
услуг муниципальные учреждения закроются.

Заместитель министра
финансов РФ Алексей Лавров считает, что этих рисков не существует. Плату
за услугу могут просить и в бюджетных учреждениях, это общая проблема, с
которой нужно бороться другими способами. Проблемы качества услуг не
возникнет, если развивать механизмы контроля. Тогда главный контролер
качества услуг – потребитель – может сообщить о проблеме в контрольный
орган, говорит Лавров.

Риск вытеснения бюджетных учреждений
некоммерческими организациями, по мнению эксперта, не обоснован, –
масштаб участия негосударственных организаций в оказании соцуслуг мал.

«Практика
показывает, что в тех субъектах, где установлены прозрачные принципы
распределения бюджетных средств, бюджетное учреждение начинает работать
гораздо лучше», – добавил Лавров.

«Основная цель – появление
конкуренции, – отметил Илья Торосов, заместитель министра экономического
развития РФ. – Появляется конкуренция, НКО больше участвует в
распределении услуг, растет качество услуг. Что касается рисков, то чем
больше услуг и денег, тем больше вероятность, что эти услуги будут
нехорошего качества. Но при тех объемах, которые существуют сегодня,
говорить об этом рано. Мы надеемся, что эти услуги предоставляются с
душой, и это одно из главных преимуществ СО НКО».

С докладом можно ознакомиться здесь: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_uchastie_N..

Источник: asi.org.ru

Поделиться:

Оставить комментарий