Общественный контроль – движение вверх 

«С опорой на гражданскую активность многое можно сделать и в большом городе, и в маленьком поселке.» В.В. Путин (на форуме активных граждан “Сообщество”, 02.11.2017)
Берясь за написание этой статьи, мы поставили себе задачу, прежде всего, рассказать о том, что это за явление, общественный контроль, и какие задачи можно решать с помощью его инструментов и возможностей.
Для начала немного из истории вопроса. Еще в 2014 году появился закон об общественном контроле (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”), в котором отражены основные положения, правовые основы, принципы общественного контроля, указаны субъекты, их права и обязанности, а также формы и порядок осуществления общественного контроля.
Уже четыре года этот закон регулирует проведение общественного контроля в нашей стране.
Поскольку в названии организации, которую мы представляем – «Молодой Мир» – уже отражена причастность к молодежной среде, то отойдем на некоторое время от рассказа об общественном контроле и окунемся в эту самую молодежную среду.
Молодежная политика – сложная, многогранная система отношений, в которой можно вычленить самостоятельные структурные элементы, такие как совокупность идей, концепций, принципов, функций, приоритетов, основных направлений, стратегии и тактики социального развития молодежи. Это постоянно развивающееся динамичное явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества, государства и происходящих в них процессов.
К сожалению, в последнее время можно наблюдать, как различные оппозиционные силы пытаются вовлечь молодых людей в противостояние с властью, используя молодежь в своих политических интересах. Используя желание современной молодежи к открытости государственной власти, неприятие коррупционной составляющей этой власти, происходит подмена понятий. Молодежь вовлекается не в созидание, а в разрушение.
В сложившейся ситуации именно общественный контроль может стать той желанной и притягательной силой, где порыв и энергия молодежи найдут себе достойное применение, принося пользу всем – молодым людям в их желании улучшить «мир взрослых» и обществу в целом, чьи интересы, прежде всего, и защищает общественный контроль.
Следует добавить и несколько слов о тематике мероприятий общественного контроля. Они, эти мероприятия, затрагивают фактически весь спектр нашей с вами жизни. Это и услуги ЖКХ, проверки качества продукции и товаров народного потребления. Например, Росстандарт в январе 2018 года выпустил “Методические рекомендации по организации и проведению общественного контроля, партнерства и взаимного сотрудничества в сфере топливного рынка”, в которых фактически расписал всю процедуру проведения общественного контроля при общественных проверках АЗС.
Появление методики Росстандарта по проверке топлива при проведении общественного контроля помимо подробного алгоритма проверки ознаменовало собой еще и некий новый этап в развитии общественного контроля. Государство фактически заявило общественникам, что передает часть полномочий по контролю им и что контроль должен быть общественно-государственным. Как бы в продолжение этого приглашения к сотрудничеству Госдума в апреле 2018 года узаконила общественный контроль над безопасностью детского отдыха. Депутаты Госдумы поддержали в третьем чтении закон, предусматривающий повышение уровня безопасности детей. Документ предоставляет возможность осуществления общественного контроля над организацией детского отдыха.
Подобное признание государством общественности, как силы способной и заинтересованной в осуществлении контроля открывает новые возможности для общественного контроля. И если в законе изначально шла речь об установлении правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, то теперь можно говорить и о признании состоявшейся практики общественного контроля от потребностей общества, экономики и государства.
В этой связи, коль скоро речь зашла об общественно-государственном контроле, а по сути, примере общественно-государственного партнерства, невозможно не заметить, что в подобном союзе отсутствует антагонизм. Власть не менее общества заинтересована в наведении порядка в сферах, имеющих широкое общественное потребление. Если мы возьмем в качестве примера незаконные строительство и реконструкцию нежилых помещений в Москве и объявленную властями Москвы войну «самострою», то и власть, и общество проявляют в этом вопросе практически полное единодушие и заинтересованы в наведении порядка в этом сегменте. Примеры пожаров, разрушений и аварий из-за незаконных перепланировок, несогласованных проектов и некачественного строительства не оставляют равнодушным никого. Общественная сила способна здесь оказать самую значительную помощь государственным органам контроля, пресекая коррупционную составляющую подобного беспорядка. Здесь и не только интересы государства и общества совпадают самым конкретным образом. Выиграют от этого все. И государственные органы власти, отвечающие за этот сегмент, и общество в целом.
После трагедии в «Зимней вишне» в Кемерово контрольными органами государства были организованы проверки мест массового пребывания людей на предмет безопасности, включая противопожарную безопасность. Не осталась в стороне и общественность. Совет ММОО «Молодой Мир» и Департамент общественного контроля ММОО «Молодой Мир» после консультаций со специалистами разработали алгоритм и процедуры о проверках безопасности объектов недвижимости в рамках текущего законодательства. Этот алгоритм базируется на простом постулате, что нелегальная недвижимость или, проще говоря «самострой» априори находится в зоне риска. Речь идет о выявлении самовольно построенной недвижимости (либо имеющей перепланировки и прошедшей реконструкцию), где внесенные изменения не прошли должной легализации, т.е. где отсутствует должным образом оформленная проектная документация, экспертиза этой документации, и где, следовательно, отсутствовал контроль за строительством. О какой противопожарной либо механической безопасности может идти речь в этом случае? Особое внимание, при этом, уделяется недвижимости, предназначенной для массового пребывания людей. Используются при этом в проверках только общедоступные источники и информационные базы, что является важным условием открытости и прозрачности проводимых общественных мероприятий.
Таким образом, были подготовлены и проведены общественные проверки нескольких крупных объектов недвижимости. В стадии подготовки и проверки новые объекты, подпадающие по признакам в категорию «самострой».
Здесь уместно задуматься и еще об одном аспекте выявления незарегистрированной недвижимости. Помимо вопросов безопасности общественные мероприятия по выявлению этой недвижимости побуждают ее владельцев к действиям по узакониванию, выходу «из тени» этих объектов и, как следствие, увеличению налогового наполнения бюджетов региона.
Подобных примеров сотрудничества общественников и власти можно найти немало. И чем больше будет этого сотрудничества, тем лучше и чище будет в нашем с вами общем доме.
Для реализации указанных целей и задач нами используется портал «Страну принял!» открытая приемная департамента общественного контроля» http://странупринял.рф Портал в удобной и доступной форме предлагает молодым людям участие в созидании страны, делая акцент на понятных и близких делах – речь идет об информировании портала о различных нарушениях (незаконных свалках, некачественных товарах, услугах, незаконных действиях/бездействии органов власти). Не останавливаясь на информировании о нарушениях, портал также предлагает молодым людям непосредственное участие в мероприятиях общественного контроля, вступая в ряды общественных инспекторов. Сопровождение проекта, методологическая составляющая легла на плечи наших наставников – действующих экспертов, признанных лидеров в различных областях проводимых проверок.
Что же получилось? Что уже реализовано на практике?
В МФЮА (Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования “Московский финансово-юридический университет “МФЮА”) на площадке технопарка были проведены семинары и хакатон. Были проведены обучающие лекции для молодежи и студентов в тематике общественного контроля с целью вовлечения молодежной аудитории в мероприятия общественного контроля. Было участие в студенческой конференции по вопросам безопасности, организованной кафедрой безопасности Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, где были представлены помимо «Финки» еще несколько серьезных ВУЗов. И, наконец, главное – были проведены несколько десятков мероприятий общественного контроля (проверок, рейдов), проводятся и готовятся к проведению новые мероприятия, в которых принимали, принимают и готовы принять участие молодые люди и наставники.
Молодежь представляет собой созидательную общественную силу, которая может быть вовлечена в активное решение молодежных проблем, социальных проблем, проведение реформ, активное участие в формировании государственной политики через участие в механизмах общественного контроля. Участвуя в реальных мероприятиях, молодые люди не только приобретают опыт взаимодействия с государственными институтами и органами власти, но и сами в дальнейшем становятся проводниками государственного строительства, вовлекая своих друзей, однокашников и соседей в ряды общественных инспекторов.
Находясь в настоящий момент на новом витке развития, страна наша, принимая новые вызовы должна опираться, прежде всего, на внутренние ресурсы. Народ наш, не раз уже доказавший свою состоятельность, свою силу и является таким ресурсом в первую очередь. Молодежь же – это та движущая сила, которая является носителем всего нового, эта та часть нашего народа, которой и предстоит строить наше будущее. Будущее, для которого мы трудимся и живем в настоящем.
Сироткин Олег 
Председатель Совета 
ММОО «Молодой Мир» 
Злобинский Дмитрий 
Руководитель Департамента общественного контроля 
ММОО «Молодой Мир» 
ММОО «Молодой Мир» взаимодействует с органами государственной власти, общественными и
коммерческими организациями с целью расширения возможностей молодежи в различных сферах
жизнедеятельности. О возможностях самореализации молодежи в рамках других проектов ММОО
«Молодой Мир» а также о партнерских и спонсорских программах Организации, можно узнать на
сайте molodoymir.ru или написав на адрес электронной почты office@molodoymir.ru.
Поделиться:

Оставить комментарий